РАСУ выступило одним из инициаторов и участников стратегической сессии по «умному городу» - проекту, реализация которого позволит качественно изменить облик городов Росатома

15 Марта 2018

12 марта в Госкорпорации «Росатом» состоялась стратегическая сессия «Умный город - цифровые решения». Инициаторами и организаторами проведения стратегической сессии стали Управление по работе с регионами, Проектный офис развития производства гражданской продукции, а также отраслевые интеграторы АО «ОТЭК» (по направлениям «Умный город» и «Чистая вода») и АО «РАСУ» (по направлениям «АСУ ТП» и «Электротехника»).

Ключевыми задачами проводимой сессии было рассмотрение направлений развития программ цифровизации для городов присутствия Госкорпорации, обмен имеющимся опытом «умных» решений, рассмотрения предложений и продуктов как отраслевых компаний, так и различных российских и зарубежных вендоров, позволяющих создать благоприятную, комфортную городскую среду. Именно по этой причине для участия в мероприятии помимо компаний Росатома были приглашены представители ПАО «РосСети», Фонда «ЦСР «Северо-Запад», Фонда и резидентов «Сколково», Федерального центра проектного финансирования, АО «Интегра-С», а также ООО «Сименс», АББ, ООО «Шнайдер Электрик». Важным стало участие в сессии специалистов администраций ЗАТО Саров (Нижегородская обл.), Снежинск (Челябинская обл.).

Кроме того, был представлен успешный результат практической реализации «Умного города» Новомосковск Тульской области, который по своим масштабам, численности населения и наличию опасных производств максимально близок к городам присутствия Росатома.    

Являясь одним из инициаторов мероприятия и интегратором цифровых решений, АО «РАСУ» в лице генерального директора Андрей Бутко в рамках стратегической сессии рассказал о предпосылках и решениях компании для «Умного города».

По его словам, сформулированный еще в 1950-е гг. первый концепт «города будущего» эволюционирует по мере изменения приоритетов городского развития и появления новых технологий: от простого стремления к рациональному потреблению и минимизации ущерба окружающей среде, повышению эффективности - к улучшению качества жизни с использованием технологий, позволяющих удержать в городе человеческий капитал.

В большой мере основными объектами реализации концепции «Умный город» являются его инфраструктура и муниципальные услуги, качество которых серьезным образом определяет уровень эффективности функционирования города и комфорт городской среды.

Безусловно предприятия Госкорпорации «Росатом» заинтересованы в том, чтобы среда проживания их сотрудников была комфортной и безопасной. При этом не секрет, что созданная десятки лет назад инфраструктура, например, ЗАТО Росатома на сегодняшний день находится на пределе прочности. Увы, несмотря на множественные усилия администраций городов отмечается предкризисное состояние целых сфер, а ежегодные инвестиции в городскую среду часто не в состоянии обеспечить системную надежность.

Мировой опыт подтверждает, что современные технологии и методы управления позволяют повысить эффективность систем городской инфраструктуры на 20-30% без нового строительства и потребления дополнительной мощности.

По мнению Андрея Бутко, ключевая потребность городов России в контексте «Умного города» -повышение эффективности использования городской инфраструктуры, что позволит снизить затраты и повысить качество жизни. И Росатому, в первую очередь, необходимо обеспечить эту потребность в «своих» городах. Именно поэтому города-спутники АЭС и ЗАТО «Росатома» являются основной площадкой для пилотирования решений «Умного города» с последующим распространением на другие города России.

Интегрированные решения РАСУ, его партнеров уже сейчас позволяют реализовывать широкий спектр задач в рамках реализации концепции «Умный город». При этом по мнению А. Бутко «с учетом анализа подходов различных интеграторов в сфере реализации цифровых решений целесообразно рассмотреть комплексное предложение, включающее кооперацию ряда заинтересованных сторон». Иными словами, РАСУ готово и способно в широкой кооперации сформировать единое комплексное предложение для «Умного города», стать проводником продуктов, услуг предложений различных компаний для достижения единой цели.

Для справки:

Экосистема умных городов может включать камеры видеонаблюдения, системы фото- и видеофиксации, трекеры ГЛОНАСС/GPS для общественного транспорта, датчики электричества, газа, воды, тепла и энергосберегающие приборы, а также электронные карты для транспорта и учащихся. Аналитики полагают, что наиболее востребованными устройствами в российских умных городах станут камеры видеонаблюдения и энергосберегающие приборы. Экономический эффект от внедрения этих устройств оценивается консалтинговой компанией PwC в 375 млрд руб. до 2025 года. Наибольший эффект ожидается в транспортной системе за счет снижения числа пробок — 135 млрд руб. Снижение потребления энергоресурсов позволит сэкономить 120 млрд руб., остальная сумма будет достигнута за счет сокращения затрат на ЖКХ, роста эффективности коммунальных и экстренных служб.

Умные города могут включить в госпрограмму «Цифровая экономика». Такое предложение подготовил консорциум «Умный город», в который, наряду с различными министерствами и крупными компаниями, вошел Росатом. Заявку должна рассмотреть правительственная подкомиссия по цифровой экономике. Предложение консорциума предполагает создание концепции развития в России 50 умных городов.


Галерея